4.Застройка площади Победы, выставочный комплекс между ул. Кирова и ул. Николаева, благоустройство набережной - качество архитектурно-градостроительного решения

в начало


Все названные объекты, предназначены для формирования облика города. Облик города оценивается прежде всего по качественным характеристикам, по степени архитектурно-художественной выразительности зданий и градостроительных комплексов. Законодательством (федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») же предусмотрена процедура проведения конкурсов (тендеров) где определяющим является цена.

Для произведений (проектов) архитектуры, градостроительного, садово-паркового, монументального и декоративного искусства подход по приоритету их стоимости и сроков исполнения проекта, кроме игнорирования их художественной и общественной ценности, неизбежно приводит к спешным, некачественным, непрофессиональным и просто ошибочным проектным решениям, которые на стадии реализации проекта оборачиваются большим перерасходом финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также нарушением требований безопасности, социальных и других обязательных норм.

Подход ущербный т.к. качество среды и архитектурной выразительности объектов, их соответствия окружающей застройке не имеют при этом никакого значения. В то же время муниципалитет (город) заинтересован(?) именно в высоком качестве архитектуры, т.к. от качества архитектуры отдельных объектов зависит качество городской среды.

Из процедуры создания объекта: от принятия решения по местоположению в городе до строительства отсутствует период, результатом которого является идея объекта, осознание его места в структуре города как в физическом так и духовном понимании. Этот период должен предшествовать тендеру в виде архитектурного конкурса.

В рамках архитектурного конкурса отрабатывается концептуальная направленность объекта, его архитектурно-художественная выразительность, адаптация месту размещения, функциональная целесообразность, возможность и целесообразность применения новых технологий, что дает значительно больший эффект в конечном результате нежели экономия, предусмотренная проведением тендеров на разработку проектной документации.

Понимая необходимость и пользу проведения архитектурных и градостроительных конкурсов, ряд регионов и городов страны приняли местные нормативные акты, определяющие проведение архитектурных конкурсов как обязательного этапа, предшествующего проведению тендеров на разработку проектной или градостроительной документации. Проведение архитектурного конкурса – важное социальное событие в жизни города: он способствует вовлечению жителей города в обсуждение его перспектив, повышает прозрачность принятия судьбоносных для города решений.

Новосибирск, Санкт-Петербург и некоторые иные регионы определили приоритетами качество архитектуры значимых, в градостроительном и социальном значении объектов, а не вопросы стоимости даже не самих сооружений, а лишь стоимости проектной документации на эти объекты.

Проведение тендеров без предварительной оценки ситуации, формулирования задач по созданию объектов строительства и градостроительных комплексов дает неэффективный результат, последствия которого для города трудно оценить и исправить в дальнейшем. Разница же в затратах на хороший и плохой проект гораздо менее значительна, чем разница в стоимости строительства и последующей эксплуатации. Подобный подход обусловлен стремлением получить сиюминутную выгоду при проектировании не отвечая за последующие затраты и негативные последствия в будущем. В целом необходимо сказать об отсутствии градостроительной политики в городе.

Сегодня развитие города происходит хаотично, исходя из сиюминутных потребностей того или иного ведомства (чиновника). На это накладывается подготовка к празднованию юбилея. Областная власть вмешивается в ситуацию только для отчета не задумываясь о последствиях своего вмешательства.

По мнению СО СА в преддверии юбилея города муниципалитету необходимо принять меры для изменения подходов в решении многосложной задачи улучшения среды проживания в городе. Мы считаем, что на примере названных регионов России нужно разработать собственные региональные условия проведения конкурсов, ставящих главной своей задачей именно повышение качества и эффективности архитектурно-градостроительных и проектных решений, что в конечном итоге неизбежно отразится на качестве городской среды и облике города в целом.