Открытое письмо архитекторов Пензы


Правительству Пензенской области и

Администрации г. Пензы.


Открытое письмо.


Поводом для данного открытого письма стало извещение № 72-А от 22 марта 2010 года, размещенное на Портале государственных закупок Пензенской области http://www.pgz.pnz.ru. Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области сообщает о начале проведения процедуры выбора организации - разработчика проектной документации для строительства здания филармонии. Выбор будет проводиться путем аукциона, результатом которого станет победа проектной организации, которая предложит наименьшую цену. Данная процедура проводится в соответствии с действующим законодательством, но она не может гарантировать появления выразительного архитектурного объекта.

По нашему мнению, в цепочке последовательных мероприятий: от принятия решения о строительстве значимого для города здания и выбора участка для него до тендера на право разработки проектной документации для строительства не хватает важного звена – архитектурного конкурса.

Следует различать понятия архитектурного конкурса и тендера.

Тендер (от англ. «tender»-предложение услуг, заявление о чем-либо) – конкурсная форма проведения подрядных торгов на поставку товаров, услуг или работ. Цель тендера – выбор оптимального предложения (прежде всего по цене). Поэтому в строительной сфере тендер чаще проводят среди подрядных строительных организаций.

Архитектурный конкурс – прежде всего соревнование стилевых концепций и проектных идей. Цель архитектурного конкурса – качество архитектуры (а это значит и среды обитания!). Поэтому архитектурный конкурс должен предшествовать тендеру на право разработки проектной документации для строительства того или иного объекта.

       Архитектурный конкурс решает важные задачи, которые не может решить тендер, а именно: композиционное и художественное единство, целостность общей архитектурной концепции, выбор эстетических преимуществ используемого объемно-пространственного решения в контексте существующей архитектурной среды; новаторство и нестандартность проектных решений, поиск новых форм и технологий.

       По итогам архитектурного конкурса лучшее предложение должно быть использовано организаторами последующего тендера как основа для разработки проектной документации на строительство здания. С победителем конкурса должен заключаться государственный контракт на авторский надзор за проектированием.

Остается добавить, что для успешного проведения конкурса необходимо соблюдение ряда требований, в том числе: разработка условий проведения конкурса и проектного задания; определение премиального фонда, который должен быть не менее стоимости эскизного проекта данного объекта; определение сроков для разработки конкурсных проектов, соответствующих поставленным задачам; привлечение в состав жюри практикующих архитекторов из других городов, зарекомендовавших себя качественными работами, желательно с опытом участия в жюри архитектурных конкурсов (т.к. местные архитекторы, как правило, сами являются участниками конкурса).

Методики проведения конкурсов разработаны и рекомендуются к применению Союзом архитекторов России. Есть опыт проведения архитектурных конкурсов, предшествующих процедуре государственной закупки в других городах страны. К примеру, сейчас в Новосибирске по такой же схеме проходят сразу два конкурса на реконструкцию зданий Дворца бракосочетания и Театра музкомедии. Есть успешный опыт проведения архитектурных конкурсов и в нашем городе. В 2008 году прошел городской конкурс на архитектурный облик драматического театра, конечным результатом которого стало построенное новое здание театра. И этот опыт должен был стать нормой.

Ко всем очевидным плюсам конкурсов следует добавить, что проведение творческих соревнований является социально важным явлением, в результате которого происходит оживление не только профессиональной среды, но и вовлечение в обсуждение значимых для города объектов широких масс общественности. Сам факт проведения конкурса становится свидетельством открытости в принятии решений относительно объектов общегородского значения.

В ближайших планах подготовки к юбилею города запланировано строительство ряда зданий общегородского значения, таких как Филармония и Киноконцертный зал на Новой площади, Дворец бракосочетания, реконструкция Цирка. Юбилейные и спортивные объекты должны стать хорошей почвой для организации архитектурных конкурсов, которые будут предшествовать рабочему проектированию и строительству.

На наш взгляд, несмотря на объявление о размещении госзаказа на проектирование филармонии, еще не поздно исправить ситуацию. Законодательство позволяет внести изменения в условия процедуры госзаказа вплоть до его приостановления или даже отмены.

Только в условиях творческой состязательности можно выбрать наилучший вариант и исключить возможность появления к юбилею нашего города (и не только к юбилею) сомнительных «украшений» на долгие годы, запроектированных на тендерной основе.


Письмо подписали архитекторы:
Роман Попрядухин – Заслуженный архитектор России
Петр Сидоренко – Директор ООО ТО «АРХИП»
Марат Каскеев - Генеральный директор ООО Архитектурное бюро «МАРТ»
Нина Кутырева - Генеральный директор ООО ПТМ "А-989"
Сергей Люлькин – Директор ООО «Архинет–21»
Юрий Круглов – Профессор кафедры «Градостроительство» ПГУАС
Сергей Герасимов – Генеральный директор ОАО «Горинвестстрой»
Игорь Хошабо – Директор ООО «Регионпроектсервис»
Сергей Эренверт – Генеральный директор ООО «Архитектурное бюро «КЭП»
Валерий Усов – Кандидат Архитектуры, Директор Авторского центра «NOTA BENE»
Игорь Смагин – Директор ООО «СОЮЗПРОЕКТ»
Борис Чурляев – Доцент ПГУАС
Марина Новичкова – Главный архитектор проектов ОАО «Пензастрой»
Александр Вирясов – Доцент ПГУАС
Сергей Попрядухин – Главный архитектор проектов ООО «Гражданпроект»
Олег Херувимов – Главный архитектор ООО «Гражданпроект»
Михаил Селиванов - Главный архитектор проектов ООО «Фундамент»
в начало